И снова спасибо телеграмму за прекрасное. Я теперь каждый день имею доступ к основной повестке дня, а иногда к ссылкам на статьи, которые заставляют меня поражаться. Например, вот
эта статья. Посмотрите на нее внимательно. Можно читать по диагонали, потому что иначе вам будет больно. Ну, скорее всего.
Немного мыслей и моего бубубу.Собственно, старшее поколение, наверное, всегда будет причитать, что молодежь уже не та и раньше солнышко лучше сияло, но, по-моему, у этой дамы получилось как-то особенно оторвано от реалий не то что современного мира, но даже советского периода (не говорю о более дальних периодах), о котором она рассуждает, как о периоде, где люди были куда более мыслящими, думающими и начитанными. А эти ваши репродукции!..
Не могу понять, как работает в головах людей эта вера, что раз они разбираются в искусстве/подставить нужное, то все их поколение в этом разбирается, а раз они не понимают новые технологии/новые подставить нужное, и не увидели представителей поколения, которые разбираются, как они, то все, конец, — потеряно все поколение. Целиком. Без полутонов.
Возможно, я тоже во многом рассуждаю без полутонов и не вхожу в положение старшего поколения и прочего-прочего, но мне кажется, что писать строки вроде таких — несправедливо. Вот вам абзац:
«Власть технологий приведет к тому, что все будет исчерпываться получением информации, но будет ли уметь человек грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она не явна? Или он не увидит ничего, например, в суриковской «Боярыне Морозовой», кроме фабулы: на санях увозят женщину, поднимающую свой знак веры, а кругом народ. Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Между тем это не просто так, Суриков долго над этим работал и почему-то сделал так, а не по-другому. Будут люди задумываться над тем, почему тот или иной портрет профильный, а не фасовый? Или почему, например, фон просто черный?»
Мне интересно, о какой прослойке общества она говорит и с какой сравнивает того самого человека будущего. Кто умел видеть эти картины с тем осмыслением, которое она предполагает? Крестьяне в царское время? Или тот средний советский человек, который остался после того как интеллигенция либо уехала, либо была сослана, либо затаилась на кухнях?
Мне через всю статью чудилось это с придыханием сказанное «ети ваши интернеты», применяемое ко всему: от современного искусства до гаджетов. Почему-то Диккенс на читалке или айпаде — это совершенно не то же самое, что Диккенс на отпечатанной книге. При том, что она даже сравнивает не что-то из физического мира: я могу понять кайф перелистывания страниц, тяжести книги в руках, я люблю засыпать под бумажную книгу, уткнувшись носом в страницы, например, но она же обращается к содержанию книги — к тому, как она сопереживала героям. А молодое поколение, будущее поколение — уже не то, оно не будет сопереживать.
Я вспоминаю недавний случай со своей сестрой, ей то ли одиннадцать, то ли двенадцать лет, милейшей души и глубины маленький человек: какой-то вечер почти целиком она провела не так давно в рыданиях, потому что кого-то из наших олимпийских спортсменок то ли засудили, то ли сняли с игр, то ли они просто не взяли золото. Не помню этих деталей совершенно, но ей это показалось ужасно несправедливым и было ужасно жалко девушек. По-моему, с сопереживанием у нового поколения как минимум все точно в порядке, и дальше хуже явно не будет.
Но вообще — очень грустный текст. Потому что человек совершенно выпал из современного мира и наделил от этого прошлое романтическим флером, за которым нет правды.
@темы:
Мысли вслух,
Ссылки
Соседний с приведенным в посте абзац тоже прекрасен:
Я жутко сочувствовала Нелл и дедушке, вынужденным уйти из города. А это было сладостное чувство — сочувствие. И я специально — признаюсь — перечитывала, чтобы вызвать это сопереживание. Доступно ли это будет ребенку грядущего, читающему с машины, с экрана, я не знаю. Возможно, он будет вознагражден чем-то другим взамен этой потери? Надеюсь.
Тут даже комментировать не надо.
И вот это тоже:
Я не могу предвидеть изменения во всей полноте, как не могла предвидеть интернет. Но знаю, что необходимость в искусстве, вот в этом эстетически идеальном типе деятельности человеческой, снова наберет силу — но мы пока не знаем, в какой форме. И знаете, из чего я делаю такой вывод? Из того, что люди — вы, я, много еще людей — они продолжают рисовать пейзажи, писать стихи, пускай неумелые и незначительные, но эта потребность есть.
Думаю, если бы автор пересилил свою неприязнь к интернету и заглянул бы на средний художественный ресурс, то очень удивился бы том, что рисуют и пишут не только неумелое и незначительное.
А вообще от градуса самолюбования в статье становится тошно. Белоплащ на табуреточке, блин.
Мне вот стало обидно за сюрреализм. Реально обидно, я сюрреализм люблю, а автор его, судя по всему, вообще за искусство не считает.
Ага, аналогично. Я изначально вообще за это зацепилась сильно, потому что ну одно дело признавать, знаешь, это не мое, я в сторонке постою, но делать выводы о современном искусстве, считая себя и свой вкус единственным мерилом всего — это как-то мнэ.
Думаю, если бы автор пересилил свою неприязнь к интернету и заглянул бы средний художественный ресурс, то очень удивился бы том, что рисуют и пишут не только неумелое и незначительное.
Угу. Вообще интересно, в каком формате она видела что-то, чтобы делать такие выводы, как делает она. Хотя, на самом деле, учитывая такую точку зрения, белоплащ и позицию — гораздо проще не воспринимать всерьез ее слова, просто потому что видно, как человек абсолютно не видит и не признает реальность, глядя в щелочку своего восприятия и памяти.
Вот да. Причем ей, видимо, религия не позволяет интернетом воспользоваться и разузнать, что сейчас да как в мире искусства. Потому что, зайди она на тот же Девиантарт или даже Виринк - открыла бы для себя много нового. Хотя, вероятно, она из тех индивидуумов, для которых диджитал не котируется, потому что "души нет"
таки да, больно
Но в новом времени, а значит, и в искусстве Дух становится никому не нужен Очередные новости из параллельной реальности? Даже немного интересно, с чего такие выводы.
А думали ли авторы, когда писали это? Как там, «почему тот или иной портрет профильный, а не фасовый»? Ох уж эта молодежь, она-то знает, что не думает, не думает молодежь. Да разве когда рисуешь в етом вашем компьютере — задумываются о таком?
Steblynka, сделал больно себе, поделись с товарищем!
какое-то презрение к технике видится ещё, но, вероятно, я просто параноик
даже если параноик, мне тоже видится. хотя, возможно, все от того, что она просто не умеет этой самой техникой пользоваться.
Очередные новости из параллельной реальности? Даже немного интересно, с чего такие выводы.
Вот тут соглашусь на самом деле. Потому что остро хочется понять базу, расписанную самим автором текста, откуда выводы, что она знает, что она искала,
думала ли она вообще прежде чем сделать выводыИ молодежь, понятное дело, пошла не та. "Уткнутся в книгу, никакой духовности!"
Возьмем такую вещь, как телевизионный сценарий. Есть особый смысл в том, что Шерлок уходит со свадьбы Джона справа налево. Есть смысл в том, почему за спиной Дина Винчестера стоит лампа. То есть, это действительно специальные приемы и специальные символы, заложенные авторами в сценарий. И я знаю очень много весьма молодых людей, которые тратят много сил на разгадывание этих символов. На обсуждение.
Но что-то мне подсказывает, что с точки зрения данной дамы это все не считается, потому что телевидение не может быть искусством. Да и телевизор - это же прибор, продукт технологий. Там сплошное электричество. Вредно очень. Духовность разрушается.
Но в этом разрезе очень забавно сравнивать и в обратную сторону смотреть, когда, например, моя матушка и родственники ее поколения (ранний пенсионный возраст), или там еще брать на поколение дальше (а можно брать в моем, по крайней мере, роду и дальше, и дальше, все равно все крестьяне и писать первыми научилось поколение моих бабушек/дедушек) — там ни о каком осмыслении произведений в принципе речи особо не идет. Есть критерий понравилось/не понравилось, а все, что дальше — «зачем в этом копаться?» каждый раз вопрошает меня мама, когда я пытаюсь прыгать вокруг нее после очередной оперы и «а там такая деталька, а он такое сказал, это такая параллель на концовку!»
И вроде как — та самая классика, о которой говорит авторка, и вроде как те самые старые поколения, которые должны разбираться и такдалее.
А по итогам в каждом поколении есть разные люди, которым интересно, не интересно, хочется анализировать, не хочется анализировать. И трава зеленее всего где-нибудь в палеолит была.
Steblynka, нет, ну вот не надо, русские сериалы того-этого. Высокодуховные! Одобренные сверху!
Если брать на самом деле дух, или там, смысл, в принципе в искусстве, да в любом творчестве, имхо, везде найдет тот, кто ищет. А тут что русские сериалы, что искусство ренессанса — было бы желание прикрутить. Другое дело, что скорее всего в ренессансе его закладывали, а вот в русские сериалы оч старались, но не сложилось))